″Наши мозги можно угнать″. Почему крутые айтишники стали отказываться от интернета — Scse

″Наши мозги можно угнать″. Почему крутые айтишники стали отказываться от интернета


Джастин Розенштейн, основатель компании Asana, настроил операционную систему своего ноутбука таким образом, что она блокирует Reddit, забанил сам себя в Snapchat (который он сравнивает с героином) и установил себе строгие ограничения на использование фейсбука, рассказывает The Guardian.

И это ещё не всё: купив новый айфон, Розенштейн велел своему ассистенту включить на смартфоне «родительский контроль», чтобы заблокировать возможность скачивать новые приложения.

Розенштейн — один из растущего числа еретиков Кремниевой долины, которые жалуются на так называемую «экономику внимания»: интернет, заточенный под нужды рекламной отрасли.

По словам Розенштейна,

«Очень часто бывает, что люди разрабатывают что-нибудь с самыми лучшими намерениями, а потом это оборачивается непредвиденными отрицательными последствиями».

Что же так пугает инсайдеров цифровой отрасли? Во-первых, растущая зависимость пользователей от девайсов и онлайн-сервисов типа соцсетей. Сравнение цифровой зависимости с наркоманией уже давно стало общим местом, о чём мы неоднократно писали.

Ещё одно, сравнительно новое опасение заключается в том, что технологии приводят к так называемому «постоянному рассеянному вниманию», мешая людям сосредоточиться и, возможно, даже понижая их IQ. По данным одного недавнего исследования, одно лишь присутствие смартфона уже вредит когнитивным способностям — даже если он отключён!

Ведь, согласно еще одному недавнему исследованию, среднестатистический человек заглядывает в свой смартфон 2617 раз за день!

Иными словами, как говорит Розенштейн:

«Все всё время отвлечены».

Но эти опасения — сущая мелочь по сравнению с разрушительным ударом по политической системе, который наносят соцсети и стоящий за ними «рынок внимания» по мнению некоторых коллег Розенштейна.

Проводя прямую линию между зависимостью от соцсетей и политическими катаклизмами типа Брексита и победы Дональда Трампа, они утверждают, что цифровые силы перевернули политическую систему с ног на голову.

Если вовремя не вмешаться, по их мнению, демократия как таковая вскоре станет реликтом.

Один из ярых сторонников этой теории — Нир Эяль, автор книги «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки» и устроитель конференций на эту тему. Эяль пишет:

«Технологии, которыми мы пользуемся, превратились в навязчивую идею, если не в полноценную зависимость.

Это неодолимая тяга проверить уведомления о новых сообщениях. Это желание зайти на YouTube, Facebook или Twitter всего на пару минут — а потом залипнуть на час.

Всё это неслучайно. Именно к этому и стремятся разработчики».

Тристан Харрис, 33-летний экс-сотрудник Google, был уволен со скандалом после его разгромной критики в адрес цифровой индустрии. По его словам,

«Мы все сидим на этой системе. Наш разум могут захватить в любой момент. Наша свобода выбора — это иллюзия».

Цифровые компании используют все возможности, чтобы у пользователя выработалась зависимость.

Например, согласно опубликованному хакерами внутреннему документу Facebook, специальные алгоритмы соцсети вычисляют настроение пользователя по его фото, комментариям и прочим данным.

Далее механизм может уведомлять человека о полученных «лайках» именно в тот момент, когда он чувствует себя наиболее уязвимым, не уверен в себе или просто скучает. Таким образом соцсети становятся для него буквальным поставщиком позитивных эмоций.

А эти алгоритмы свободно продаются тем, кто больше заплатит. К примеру, автопроизводитель может платить фейсбуку, чтобы соцсеть использовала свои механизмы убеждения для навязывания пользователям их автомобилей как раз в тот момент, когда те собираются купить новую машину.

А московская фабрика троллей использует соцсети, чтобы повлиять на голоса избирателей в ключевом округе штата Висконсин.

Харрис уверен, что компании намеренно стараются сделать свои продукты максимально аддиктивными. К этому их подталкивают рекламодатели, от которых зависит получение прибыли любого онлайн-проекта.

Успешный инвестор Кремниевой долины Роджер МакНами описал ситуацию так:

«Facebook и Google утверждают, что они дают пользователям лишь то, что те хотят. То же самое можно сказать о табачных компаниях и наркодилерах…

Люди, которые управляют Facebook и Google, являются хорошими людьми, чьи благие намерения привели к ужасающим непредвиденным последствиям».

При этом, МакНами считает, что монстр, которого он же помог вырастить, уже слишком велик, чтобы его одолеть.

«Недавно ЕС оштрафовал Google на $2,42 млрд за монопольные нарушения. В ответ акционеры Google просто безразлично пожали плечами».

Напоследок — анекдотичный случай, который хорошо иллюстрирует устройство всей отрасли.

Когда дизайн фейсбука только разрабатывался, значок уведомлений, сообщающий пользователю о запросах на дружбу, «лайках» и т. д., был синим. Это казалось логичным: синий цвет соответствовал общему стилю фейсбука, а значок выглядел «ненавязчиво и безобидно».

Но синий значок так и не был использован. Вместо него, как вы прекрасно знаете, был сделан красный значок, не заметить который невозможно. Сегодня красный значок уведомления стал абсолютным стандартом во всех девайсах и приложениях.

Красный цвет считается импульсивным. Он привлекает внимание и буквально требует какой-то реакции.

А потом реакция (проверка уведомлений) входит в привычку, которая перерастает в настоящую зависимость…

А вы пробовали хотя бы пару дней не читать уведомления и сообщения?..

Расскажите нам в комментариях, что вы думаете по этому поводу!

log in

reset password

Back to
log in